Охрана историко-культурного наследия

Работа по охране историко-культурного наследия в городе Новогрудке осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс) и утвержденными Советом Министров Республики Беларусь и Министерством культуры Республики Беларусь нормативными документами в сфере охраны историко-культурных ценностей.

Это 84 памятника истории, искусства, архитектуры и археологии, включающие в себя 112 объектов наследия:

— памятников архитектуры –55;

— памятников  истории и культуры – 8;

— произведений искусства – 1;

— памятников археологии – 20.

Среди них – административные здания, учреждения социально-культурной сферы, учреждения здравоохранения, образования, торговли, культовое зодчество и другие. Все объекты находятся в собственности и на балансовом учете различных государственных и коммерческих структур.

С целью оказания методической помощи собственникам историко-культурных ценностей, повышения эффективности работы по сохранению историко-культурного наследия, находящегося на территории города и района , создана и действует  Комиссия  по охране историко-культурного наследия. Возглавляет комиссию – заместитель председателя Новогрудского РИК С.Н. Королько.

В соответствии со статьей 75 Кодекса собственник материальной историко-культурной ценности обязан взять на себя обязательства по обеспечению ее сохранности путем подписания охранного обязательства, оформленного по форме, установленной Министерством культуры Республики Беларусь.

Отделом  культуры Новогрудского РИК осуществляется оформление и переоформление охранных обязательств с собственниками и балансодержателями историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а также паспортизация историко-культурных ценностей Новогрудского района (ответственный специалист отдела  – Жишко  Наталия  Михайловна, тел.2-33-09. Время работы: понедельник – пятница, с 8.00 до 13.00 час. c 14.00 до 17.00. час.), адрес: г.Новогрудок, ул.Мицкевича, 9 а (каб.9).

ПАМЯТКА

«О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной ценности»

Настоящая памятка «О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной ценности» (далее – Памятка) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс)

Охранные обязательства

В соответствии с законодательством для каждой материальной историко-культурной ценности Министерством культуры Республики Беларусь определяются индивидуальные условия содержания и использования, устанавливается порядок выполнения работ, иные ограничения деятельности их владельцев (собственников) или пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности. Эти требования фиксируются в охранном обязательстве, составленном по форме, утвержденной Министерством культуры, и подлежат выполнению всеми юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, собственниками (пользователями) зданий, помещений.

Охранные обязательства входят в пакет документов при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения, приватизации и других сделок с недвижимостью. При приобретении права собственности  на  историко-культурную ценность новый собственник обязан в течение одного месяца оформить охранное обязательство. Невыполнение этих условий влечет за собой признание такой сделки недействительной.

 Охранное обязательство оформляется на каждую историко-культурную ценность (статья 75 Кодекса).

Оформить данное обязательство можно в отделе  культуры  Новогрудского районного исполнительного комитета по адресу: 230014, г.Новогрудок, ул.Мицкевича, 9, каб.9, тел. (801597)  2 33 09 (Жишко Наталия Михайловна). 

Прием документов и оформление охранных обязательств производится с понедельника по пятницу с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00.

Охранное обязательство оформляется в количестве 2-х экземпляров.

          Перечень документов для оформления охранного обязательства собственникам жилых помещений (квартир):

— копия документа, удостоверяющего права собственности на квартиру

(регистрационное удостоверение, договор приватизации, покупки, дарения, наследования и т.п.);

— копия технического паспорта квартиры;

— копия паспортных данных владельца (при долевой собственности — владельцев) квартиры: номер, дата выдачи паспорта, прописка;

Перечень документов для оформления охранного обязательства с собственниками и балансодержателями  историко-культурных ценностей (организации):

  1. копия документа, удостоверяющего права собственности    (регистрационное  удостоверение);
  2. копия технического паспорта  объекта;
  3. копия свидетельства (лицензии) регистрации юридического лица;
  4. копия Устава организации (1,2,3 стр.);

Паспорт историко-культурной ценности

На историко-культурную ценность оформляется паспорт историко-культурной ценности единой формы, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь. В паспорте историко-культурной ценности указываются полные научные и фактические сведения об этой историко-культурной ценности (описываются ее история, техническое состояние, указывается ее местонахождение, размещаются учетные данные, оценка ее исторического, научного, культурного или иного значения, указываются сведения о собственнике (пользователе) материальной историко-культурной ценности, дата и номер охранного обязательства, сведения о зонах охраны недвижимой историко-культурной ценности, научно-проектной документации, а также дополнительные сведения о событиях и личностях, связанных с этой историко-культурной ценностью, архивные и библиографические источники).

Паспорт историко-культурной ценности изготавливается за счет средств собственника (статья 100 Кодекса).
Такие документы могут быть изготовлены в г. Новогрудке (платно)

УК «Новогрудский историко-краеведческий музей»-   ул.Гродненсккая 2. Ленина, тел. (801597)2-14-70 (Ярошук Марина Викторовна);

Согласование при передаче прав собственности

Собственнику материальной историко-культурной ценности запрещается отчуждать или иным образом передавать права собственности на историко-культурную ценность без согласования с областным исполнительным и распорядительным органом в порядке, установленном Министерством культуры Республики Беларусь.

Для получения согласования при отчуждении недвижимого имущества или иной передаче прав собственности в г. Новогрудке следует обратиться к   главному специалисту отдела культуры   Новогрудского районного исполнительного комитета по адресу г.Новогрудок, ул.Мицкевича, 9, каб.9, тел. (801597)  2 33 09 (Жишко Наталия Михайловна). 

 Зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей

В соответствии со статьей 105 Кодекса для обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной ценности устанавливаются зоны охраны этих историко-культурных ценностей. Зоны охраны  историко-культурных ценностей и их режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны, который разрабатывается для данной историко-культурной ценности и утверждается Министерством культуры Республики Беларусь.

Данным проектом устанавливаются границы, определяется площадь вблизи памятника архитектуры, в пределах которой либо полностью ограничено строительство, либо ограничена этажность новых сооружений. Проект зон охраны разрабатывается  за счет средств собственников (пользователей) этой историко-культурной ценности.

Разработка градостроительной и землеустроительной документации, а также другой проектной документации, реализация которой может оказать воздействие на историко-культурные ценности, без нанесения зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей либо без их установления запрещается.

Производство работ на объектах историко-культурного наследия

Научно-исследовательские, проектные и ремонтно-реставрационные работы на  материальных историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых историко-культурных ценностей могут выполняться при наличии разрешения  Министерства культуры Республики Беларусь (статья 115 Кодекса), которое выдается  управлением по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры  Республики Беларусь по адресу: 220004 г. Минск, пр. Победителей, 11,  тел. 8 (017) 200 14 16.

Работы по поддержанию должного технического и санитарного состояния объекта историко-культурного наследия (кроме работ на фасадах), в том числе работы по их ремонту в рамках охранного обязательства, а также работы по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, расположенных в зданиях, которые являются историко-культурными ценностями (кроме работ по замене заполнений дверных и оконных проемов, по застеклению лоджий и балконов) могут выполняться  без получения разрешения Министерства культуры Республики Беларусь.

К текущему ремонту относится деятельность, которая производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления неисправности и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. Такие работы на историко-культурных ценностях предполагают использование натурального материала (аналогичного имеющемуся изначально). В случае, если исходный материал неизвестен, необходимо направить заявление в Министерство культуры о разрешении на производство работ с указанием предполагаемого материала. По результатам рассмотрения заявления будет предложен новый материал или одобрен предложенный Вами, или будет рекомендовано провести химико-биологическую экспертизу.

Одним из обязательных условий обеспечения сохранности историко-культурной ценности является установка охранной доски, на которой размещается информация о принадлежности этой недвижимой историко-культурной ценности к историко-культурному наследию Республики Беларусь.

 Охранная доска изготавливается за счет средств собственника историко-культурной ценности (статья 104 Кодекса) по форме установленной Министерством культуры Республики Беларусь.

Ответственность за несоблюдение законодательства Республики Беларусь в сфере охраны историко-культурного наследия

Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие меры за нарушение законодательства в сфере охране историко-культурного наследия:

—        статья 19.2. «Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от восьми до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин»;

—        статья 19.3. «Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин»;

       Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия  предусмотрена и Уголовным Кодексом Республики Беларусь:

—          статья 344. «Умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, – наказываются общественными работами или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок»;

—          статья 345. «Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года».

 

УТВЕРЖДЕНО

Протокол Белорусской республиканской научно-методической рады

по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь

26.03.2014 № 212

Методические рекомендации по устройству на территории городской застройки летних (сезонных) кафе, прилегающих к историко-культурным ценностям.

  1. Методические рекомендации по устройству на территории городской застройки летних (сезонных) кафе, прилегающих к историко-культурным ценностям (далее — Методические рекомендации), устанавливают требования к размещению, обустройству сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
  2. В настоящих методических рекомендациях под летним (сезонным) кафе понимается сооружение, создаваемое с использованием временных не капитальных конструкций и оборудования, располагаемое около здания — памятника архитектуры, на территории общего пользования, предназначенное для оказания услуг предприятием общественного питания в ограниченный период времени (согласно пункту 12 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»).

Летние (сезонные) кафе устанавливаются в период, который определяется решениями соответствующих исполкомов, но не ранее 15 марта с условием демонтажа конструкций кафе и приведения территории в первоначальное состояние не позднее 1 ноября.

Настоящими Методическими рекомендациями не регулируются условия размещения сооружений, которые не разбираются, а консервируются на зимний период или используются предприятиями общественного питания круглогодично. В отношении этих объектов согласование осуществляется на основании научно-проектной документации, разработанной с разрешения Министерства культуры под руководством научного руководителя работ на историко-культурной ценности, после ее согласования в установленном законодательством порядке (согласно пункту 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 «Об утверждении технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY)», статьям 37, 41, 43 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь»).

  1. Рекомендации по устройству на территории городской застройки летних (сезонных) кафе, прилегающих к историко-культурным ценностям, разработаны в целях:

 сохранения условий восприятия историко-культурных ценностей (согласно пункту 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь»);

формирования комплексного методического подхода по использованию территорий в исторической среде при размещении летних (сезонных) кафе.

  1. Основными задачами разработки настоящих методических рекомендаций по устройству на территории городской застройки летних (сезонных) кафе, прилегающих к историко-культурным ценностям, являются:

 сохранение целостности, своеобразия и общественной значимости архитектурной среды, прилегающей к историко-культурной ценности с учетом присвоенной категории ценности;

сохранение исторически сложившегося облика историко-культурной ценности, объемно-пространственного решения и возможности беспрепятственного зрительного восприятия объекта наследия и его отличительных архитектурных особенностей;

 создание туристической привлекательности городов с исторической застройкой на основе показа объектов наследия.

  1. Обустройство летних (сезонных) кафе на территориях, прилегающих к историко-культурным ценностям, в которых размещаются стационарные предприятия общественного питания, должно осуществляться с соблюдением положений законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия с учетом соблюдения следующих условий:

5.1. для создания летних (сезонных) кафе необходимо использовать оборудование и сборно-разборные ограждающие конструкции;

5.2. для оборудования летних (сезонных) кафе рекомендуется использовать зонты, маркизы, декоративные ограждения, осветительные и обогревательные приборы, элементы вертикального озеленения, цветочницы;

5.3. к элементам сборно-разборных ограждающих конструкций, которые рекомендуется использовать для создания летних (сезонных) кафе, могут относиться стойки-опоры, навесы, настилы, декоративные панели, монтируемые между стойками-опорами;

 5.4. опорные конструкции маркиз на фасаде здания, выносные столики на тротуарах вдоль фасадов зданий не должны размещаться за пределами помещения, занимаемого стационарным предприятием общественного питания;

 5.5. высота устраиваемого тентового навеса, зонтов, и других элементов перекрытия не должна превышать высоту первого этажа здания;

5.6. декоративное прозрачное ограждение в зависимости от облика историко-культурной ценности, наличия на фасаде отличительных декоративных элементов, сложившейся градостроительной среды должно легко демонтироваться и быть не выше 90 см от нулевой отметки пола (настила) и не более 120 см от уровня земли;

5.7. при размещении нескольких летних (сезонных) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам, но расположенным в одном здании, конструкции выносных кафе должны быть выполнены в единой архитектурно-художественной стилистике (единые материалы конструкции, близкая цветовая гамма). Высота ограждений и высота элементов креплений навесов должны находиться на одном уровне.

  1. Общими требованиями, предъявляемыми к размещению и устройству летних (сезонных) кафе на территориях, прилегающих к историко-культурным ценностям, являются: обеспечение беспрепятственного прохода в здание;

 наличие отступа от фасада здания на расстояние не менее чем на ширину отмостки;

использование конструкций, которые не перекрывают обзор элементов на фасаде памятника архитектуры;

подчинение архитектурной композиции фасадов и увязка с ее элементами (карнизы, межэтажные профилированные тяги, верхние отметки оконных и витринных проемов и т.д.) устанавливаемых навесов, маркиз, зонтов и т.д.;

 обеспечение беспрепятственного прохода для пешеходов, с шириной участка, занимаемого летним сезонным кафе на пешеходных тротуарах, составляющей не более 1/3 от общей его ширины.

Внешние границы участка, занимаемого летним кафе, должны находиться на расстоянии не менее 1,8 м до высаженных деревьев, опор наружного освещения, других наземных элементов, установленных на тротуаре (согласно СНБ 3.03.02-97 «Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов»);

для декоративных ограждений приоритетно использование цветочного оформления (зеленые насаждения в кадках, ящиках, кашпо);

 демонтаж временных конструкций с приведением территории в первоначальное состояние после окончания сезона.

  1. Не допускается размещение сезонных (летних) кафе: на газонах, цветниках, площадках для отдыха; на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов конструкции сезонного кафе до края проезжей части составляет менее 1,8 м; для объектов общественного питания, имеющих вход, который расположен выше 0,9 м от уровня земли.
  2. При устройстве летних (сезонных) кафе не допускается:

обустройство летних (сезонных) кафе с использованием сборно-разборных ограждающих конструкций, которые частично или полностью перекрывают существующие архитектурные и декоративные элементы памятника архитектуры, проходят по оконным и (или) дверным проемам;

 размещение площадок летних (сезонных) кафе, которое приводит к ухудшению восприятия объектов историко-культурного наследия, а также уличных перспектив, городских панорам и видов;

 крепление конструкций к фасадам памятников архитектуры;

 установка конструкций, наносящих ущерб памятникам архитектуры, создающим угрозу повреждения элементов отделки, деталей, декора, мощения;

 использование сплошных глухих ограждений и остекления высотой более 120 см; использование кирпича, строительных блоков и железобетонных плит;

заглубление конструкций, оборудования и ограждения;

прокладка подземных инженерных коммуникаций и проведение строительно-монтажных работ капитального характера;

 заполнение пространства между элементами конструкций при помощи оконных и дверных блоков (рамное остекление), сплошных металлических панелей, сайдинг панелей;

 использование для облицовки конструкции кафе и навеса полиэтиленового пленочного покрытия, черепицы, металлочерепицы, металла, а также рубероида, асбестоцементных плит;

устройство подиумов, террас при необходимости выравнивания рельефа высотой более 15 см на месте входа.

  1. Для согласования предложений по устройству летних (сезонных) кафе в Министерство культуры должны быть представлены следующие материалы:

 топосъемка квартала или выкопировка из детального плана с указанием места размещения кафе с привязкой запрашиваемой территории;

план летнего (сезонного) кафе с размерами занимаемой территории и привязками к стенам и бортовым камням тротуара;

фотографию фасада здания, у которого планируется устройство летнего (сезонного) кафе;

 развертки фасадов с основными размерами до и после размещения летнего (сезонного) кафе;

фотомонтаж (схема) фрагмента фасада, вдоль которого предлагается разместить летнее (сезонное) кафе с конструкциями, оборудованием и цветовым решением;

 фотомонтаж здания (целиком) с предлагаемым летним кафе;

 эскизы рекламы и места ее размещения на элементах и конструкциях летнего (сезонного) кафе;

 эскизы подсветки в ночное время. визуализацию создаваемого летнего (сезонного) кафе в сложившейся среде;

визуализация создаваемого летнего (сезонного) кафе в темное время суток с вечерней подсветкой;

дополнительные материалы, которые дают полное представление о применяемых конструкциях и создаваемых малых формах, сохранении условий восприятия историко-культурной ценности, его архитектурных элементов и деталей.

  1. Согласование Министерством культуры эскизов летнего (сезонного) кафе не освобождает от необходимости соблюдения основных требований к архитектурно-планировочным решениям и оформлению объектов общественного питания различных типов и категорий, которые определены приложениями 1 и 2 к Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 04.10.2010 № 26 «Об утверждении инструкции по классификации торговых объектов общественного питания», и получения соответствующих разрешений в других государственных органах в установленном законодательстве порядке.
  2. Эскизы рекламных надписей на поверхности навесов (маркиз, зонтов) на элементах летнего (сезонного) кафе требуют дополнительного согласования с Министерством культуры.

Осуществление отчислений в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства

  Пунктом 7 Положения о порядке осуществления отчислений за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности, выплаты компенсаций за вред, который причиняется историко-культурной ценности либо зонам охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей (далее – Положение о порядке осуществления отчислений), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны», определено, что юридические и (или) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, делают отчисления в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства в случаях, когда они осуществляют предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны, путем создания дополнительных транспортных нагрузок, привнесения функций не характерных для этой историко-культурной ценности, создания дополнительных объемно-пространственных сооружений, не свойственных и не характерных для данной историко-культурной ценности   (на специальный внебюджетный счет Министерства культуры: BY73AKBB36309000000130000000 наименование банка ОАО «АСБ «Беларусбанк», г. Минск, ул.Дзержинского, 18, код банкаAKBBBY 2X, УНП 100618574).

Письмом Министерства культуры Республики Беларусь от 13.02.2017 г. № 11-06/621 разъяснено, что к основным критериям, оказывающим непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны материальной недвижимой историко-культурной ценности, следует относить:
— использование историко-культурной ценности или ее части под функцию, которая не соответствует первоначальной;
— переустройство внутренних помещений под нужды производственной либо иной предпринимательской деятельности с созданием конструкций (крыльца, козырьки, маркизы, пристройки), сооружений (дополнительные площадки для стоянки автомобилей);
— наличие на историко-культурных ценностях инженерного оборудования (кондиционеры, воздуховоды, спутниковые антенны и т.д.), встроенных банкоматов;
— размещение в непосредственной близости и на территории историко-культурных ценностей летних сезонных кафе;
— несоответствие условиям содержания историко-культурной ценности и (или) ее окружающей среды, регламенты которых установлены проектом зон охраны историко-культурной ценности;
— ухудшение условий восприятия отличительных особенностей историко-культурной ценности при выполнении требований пожарной безопасности, охраны окружающей среды, санитарных и иных требований.

В пункте 5 Положения о порядке осуществления отчислений для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь обозначена 5-ти процентная выплата от ежегодной прибыли, полученной от деятельности, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны, которая вносится не позднее 10  февраля года, который наступает за отчетным периодом (по итогом прошедшего года).

 Рекомендации по заполнению  оконных проемов в исторической части  г. Новогрудка.

На сохранившихся фотографиях старого города Новогрудка хорошо  видны  формы оконных проемов необходимых для использования при проведении замены существующих  окон.

Форма  оконного проема , характерного для застроек города в 19 в.

Форма глухого целендрического окна, характерного для застроек города в 19 в.

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.