Объекты историко-культурного наследия Новогрудского района
В Новогрудском районе расположено 86 объектов историко-культурного наследия, из них: 56 памятников архитектуры, 19 памятников археологии, 1 памятник градостроительства, 8 памятников истории, 1 памятник искусства, 1 нематериальное проявления творчества человека.
Памятники архитектуры
Остатки Новогрудского Замка
Местоположение: г. Новогрудок, ул. Малый Замок
Географические координаты: 53.5956, 25.8828
С начала XI века до середины XIII века на валах древнего Новогрудка стояли деревянные стены различной конструкции. во второй половине XII века были возведены мощные дубовые срубы. В то же время была построена из больших тёсаных камней, сложенных на извёстке, первая башня-донжон. Башня имела четырёхгранную форму и стояла с северной стороны замка, замыкая кольцо земляного вала. Теперь она находится в земле на глубине 7,5 метров, а на ней, как на мощном фундаменте, стоит каменная башня Щитовка.
В результате нападений верхние ярусы башни были сильно повреждены и в конце XIV века башня была отстроена заново, но уже из кирпича. Она выросла на остатках старой башни и в плане также имела форму квадрата. Она получила название Щитовка (Щитовая, Центральная), что говорит само за себя — это был надёжный щит средневекового города. новая башня была пятиэтажной, с перекрытиями на балках. общая её высота достигала 25 метров. Толщина её стен была около трёх метров, их прорезали бойницы, а внизу — проёмы замковых ворот. ворота наглухо замыкались изнутри башни и во время осады превращались в самостоятельный опорный пункт. В южной стене Щитовки шла вверх каменная лестница, которой пользовались воины во время нападений. Возможно, внутри башни, между этажами, имелись и деревянные лестницы для повседневного использования, поскольку отдельные этажи использовались под жильё.
По-видимости, до конца XIV века, Щитовка была единственным каменным укреплением замка. Но в конце XIV- начале XV века в Новогрудском замке началось возведение замковых стен, которое проходило в несколько этапов. Сначала были построены три каменные башни и стены между ними. Справа от Щитовки стала высокая призмоподобная Костёльная башня. С востока от неё шло второе прясло каменной стены длиной около 80 метров и толщиной 2,5 метра, которое вело до следующей башни, так называемыми Малыми воротам. Малые ворота и Костёльная башня имели по несколько этажей с перекрытиями на балках, а на каждом этаже были бойницы.
Поворачивая от Малых ворот на запад, шло 70-метровое прясло стены, конструктивно связанное ещё с одной башней — Посадской. Правое прясло стены вело от Посадской башни до северного края горы и смыкалось в северо-западном углу замкового вала с деревянными укреплениями, которые шли до Щитовки.
Надо отметить, что уже в XIV веке на детинце существовал каменный храм — Церковь Святого Михаила, известный из письменных источников XVI — XVII веков. До 1775 года в нём проходили заседания Трибунала — высшего апелляционного суда Великого княжества Литовского. А к северу от храма стоял двухэтажный каменный дворец, который существовал до середины XVII век
Второй этап возведения укреплений Новогрудского замка пришёлся на начало XV века, когда была построена Колодезная башня и ещё одно прясло стены у основы замковой горы. Надо отметить, что в Новогрудском замке, находящемся на высокой горе, колодца не было, но вода имелась у подножия, где на восточном склоне били родники. Над одним из них и была поставлена Колодезная башня.
В начале XVI века в северо-западном углу Новогрудского замка была возведена большая каменная башня Дозорная. Между ней и Щитовкой построили оборонительную стену, толщиной 2 метра. Таким образом, новое прясло замкнуло кольцо каменных укреплений, окончательно вытеснив деревянные ограждения.
Развитие артиллерии и усовершенствование тактики осады на протяжении XV—XVI веков сделали Малую браму не совсем надёжной, что вынудило начать строительство дополнительной башни у юго-восточного склона горы. новая Мещанские ворота стала центром форбурга, который охранял дорогу в замок. Эти дополнительные укрепления значительно повысили обороноспособность замка.
С течением времени Новогрудский замок утратил своё стратегическое положение, начал разрушаться. Во время войны 1654—1667 годов московские войска дважды брали Новогрудок. В 1655 году его заняли казаки Ивана Золотаренко. А в 1660 году частично восстановленый замок был занят войсками князя Ивана Хованского. Башни замка Мещанская, Колодезная, Малая надвратная и Посадская, а также прясла стен были разрушены до фундаментов. во время северной войны были окончательно уничтожены местные укрепления: в 1706 году шведы, проходившие через город взорвали их остатки.
В 1802 году гродненский губернатор Бенигсен дал приказ разобрать остатки замковых стен с целью вымостить улицы города. Но две башни частично сохранились. В конце XIX века на территорию замчища через пролом в стенах стали свозить со всего новогрудка мусор, который покрыл двухметровым пластом руины древних построек.
Novogrudok district
There are 85 historical and cultural heritage in Novogrudok district comprising 56 monuments, 20 archaeological sites, 7 historic monuments 1 monument of art and 1 intangible manifestations of human creativity.
Monuments
The Ruins Of Novogrudok Castle
Location: Novogrudok, Small Castle Street
Geographical coordinates: 53.5956, 25.8828
Since the beginning of the XI century until mid XIII century on the ramparts of ancient Novogrudok there was a wooden wall with different designs. In the second half of the XII century, thick oak logs were built. At the same time the first donjon tower of large hewn stones on the lime. The tower was four-sided shape and stood on the North side of the castle, closing the ring of the rampart. Now it is under the ground at a depth of 7.5 meters, and on it, as on a mighty foundation, there is a stone tower Shchitovka.
In attacks the upper levels of the tower were heavily damaged and in the end of XIV century the tower was rebuilt, but brick was used. It was on the remains of the old tower and the plan also had the shape of a square. It was called Shchitovka (shield, central), which speaks for itself — it was a reliable shield of the medieval town. It was a five-storied new tower, slab on beams, it was 25 meters tall. The thickness of its walls was about three meters; there were loopholes and the castle gate at the bottom. The gates tightly closed from the inside of the tower and during the siege they were turned into an independent stronghold. In the South wall of Shchitovka there was a stone staircase, which was used by the soldiers during attacks. Perhaps inside the tower, between floors there were wooden stairs for everyday use, because some floors were used for living.
Shchitovka is supposed to be the only stone building to strengthen the castle in the end of the XIV century. But in the end of XIV — early XV century construction of the castle walls began in Novogrudok castle , which took place in several stages. First three stone towers and walls between them were built. To the right of Shchitovka there was a prism-like high Church tower. To the East of it there was the second stone wall 80 meters long and its thickness was 2.5 meters, which led to the next tower, the so-called Small gate. The small gate and Church tower had several floors with beams and there were loopholes on each floor.
Turning from the Small gate to the West, there was 70-meter-high wall, structurally connected with another tower — Posadskaya. Right fence wall led from Posadskaya tower to the northern edge of the hill and meshed in the North-Western corner of the locking shaft with wooden fortifications, which led to Shchitovka.
It should be noted that in the XIVth century there was a stone Church — the Church of St. Michael, known from written sources of XVI — XVII centuries. Until 1775 it was the seat of Tribunal, which was the highest appellate court in the Grand Duchy of Lithuania. And to the North of the temple there was a two-stored stone palace, which existed until the middle of XVII century.
The second step of construction of the fortifications Novogrudok castle was at the beginning of the XV century, when Kolodezhnaya tower and another wall were built at the base of castle hill. It should be noted that in Novogrudok castle, located high on a mountain, there was not well but there were wellsprings at the castle base on the eastern slope. Over one of them and there was Kolodezhnaya tower.
In the beginning of XVI century in the North-Western corner of Novogrudok castle a great stone tower Dozornaya was built. Between it and Shchitovka a defensive wall was built with thickness of 2 meters. Thus, a new fence had closed the ring of stone fortifications, finally replaced the wooden fences.
The development of artillery and siege tactics during the XV—XVI centuries made the Small gate unreliable, it was forced to begin construction of an additional tower at the South-Eastern slope of the hill. New gate guarded the road to the castle. These additional reinforcement significantly improved the defenses of the castle.
Over time, the castle lost its strategic position began to destroy. During the war of 1654-1667 Moscow forces occupied it twice. In 1655 it was occupied by the Cossacks of Ivan Zolotarenko. And in 1660 restored castle was occupied by the troops of Prince Ivan Khovanskiy. Towers of the castle, gate and fence walls were destroyed to the foundations during the great Northern war and was finally destroyed, in 1706 the Swedes, passing through the city, blew up their remains.
In 1802 the Governor of Grodno Benigsen orderedr to dismantle the remains of the castle walls in order to pave the streets of the town. But the two towers are partially preserved. At the end of the XIX century on the territory of the citadel through the breach in the wall debris were brought from all over the town that covered the ruins of ancient buildings with two-meter layer .
Фарный костел с надмогильным памятником погибшим в битве под Хотином в 1621 году
Местоположение: г.Новогрудок, ул. 1 Мая, 17
Географические координаты: 53.5999, 25.844
Фарный костел — одно из старейших зданий Новогрудка. Стоит он на месте готического храма, основанного в 1395 году при Витовте. Полагают, что костел был заложен на месте языческого капища бога Перуна, там, где стояли три огромных дуба. Предание гласит, что это капище устроили здесь кузнецы Миндовга, ковавшие оружие для его войска. Рядом с капищем на этом же пригорке, который именовали Священной горой, была и сама кузница, а огибавшая Замковую гору улица в прошлом не случайно носила название Ковальской.
Костел долгое время был деревянным, только в первой половине ХVІІ века при нем появились две каменные граненые каплицы, которые были впоследствии искусно включены в новый храм, освященный в 1723 году. Чтобы соединить их в один объем, стену главного фасада и башни слегка сдвинули относительно продольной оси здания, что придает ему замаскированную асимметричную композицию. Стены по периметру завершены единой тягой карниза, которая делит фасад на высокую нижнюю часть и треугольный аттиковый фронтон между четвериковыми башнями, накрытыми черепичными шатрами. Оконные проемы и ниши имеют полуциркульное завершение.
В интерьере однонефного храма — цилиндрический свод. Костел завершен полукруглой апсидой и накрыт высокой черепичной крышей, подчеркивающей стройную стать памятника. Хотя Фара и возводилась в пору господства зрелого барокко, фасад был решен в архаично- ренессансной манере: арсенал архитектурной пластики очень сдержан.
В древней каплице Божиего Тела помещен большой мраморный барельеф, посвященный участникам битвы с турками под Хотином в 1621 году. Памятник поставлен новогрудским каштеляном Иоанном Рудоминой спустя 20 лет после сражения.
Память о погибших под Хотином новогрудских рыцарях соседствует здесь, в Фаре, со светлой памятью о жертвенной смерти монахинь-назаретянок в 1943 году в окрестностях Новогрудка.
Cathedral Church with the tomb a monument to those killed in the battle of Khotin in 1621
Location: Novogrudok, 17 1st May Street
Geographical coordinates: 53.5999, 25.844
Farny Church is one of the oldest buildings in Novogrudok. It stands on the place of Gothic Church, founded in 1395 under the reign of Vitaut. It is supposed that the Church was founded on the site of a pagan temple of the God Perun, where there were three huge oaks. The legend says that the temple was made by Mindovg blacksmiths who made weapons for his army. Next to the temple on the same hill, which was called the Sacred mount, there was a forge, and one of streets near Castle hill was named Kovalskaya.
The Church for a long time were wooden, only in the first half of the XVII century when two stone chapels appeared which were skillfully incorporated into the new Church consecrated in 1723. To connect them into a single volume, the wall of the main façade and the towers are slightly shifted relative to the longitudinal axis of the building, which gives it a camouflaged asymmetrical composition. Perimeter wall completed a single thrust of the cornice that divides the facade into a high lower part and a triangular attic gable between the towers Chetverikova, covered with a tile tent. Window openings and niches have a semi-circular end. The Church for a long time were wooden, only in the first half of the XVII century when it appeared faceted two stone chapels which were skillfully incorporated into the new Church consecrated in 1723. The wall of the main façade and the towers were slightly shifted relative to the longitudinal axis of the building to connect them into a single one, it had a camouflaged asymmetrical composition. Perimeter wall completed a single thrust of the cornice that divides the facade into a high lower part and a triangular attic gable between the towers covered with a tile tent. Window openings and niches have a semi-circular end.
In the ancient chapel of corpus Christi a large marble bas-relief is placed which dedicated to the participants of the battle with Turks under Khotin in 1621. The monument is raised by Novogrudok Castelano John Rudomino 20 years after the battle.
The memory of the victims of Novogrudok knights goes side by side here with a bright memory of the sacrificial death of the nuns of in 1943 in Novogrudok district.
Комплекс Борисоглебского монастыря: Борисоглебская церковь, главный алтарь, монастырский корпус
Местоположение: г.Новогрудок, ул. Почтовая, 10, пер. Почтовый, 3
Географические координаты: 53.60002, 25.82582
Ее первоначальный вариант был построен еще в XII веке. Церковь была четырехстолпной, трехаспидной, обнесенной галереей. Стены ее были расписаны фресками, а пол выложен каменной плиткой.
В 1317 году храм становится кафедральным и при нем открывается мужской монастырь.
Фрагменты фундамента первоначального строения были найдены во время раскопок в 1960-х годах.
В 1517 году на месте древнего храма начались работы по возведению кирпичной церкви на средства крупного магната — гетмана Константина Острожского и митрополита Иосифа Солтана и 1519 году работы были закончены.
После Брестской Унии в 1569 году храм передан униатам. Через несколько лет митрополит Иосиф Руцкий основал при храме мужской и женский базилианские монастыри.
В период с 1624 по 1632 году церковь была перестроена в стиле сарматского барокко на средства местного магната Александра Хрептовича.
После реконструкции храм приобрел черты оборонительного сооружения. На фасаде появились башенки с бойницами и винтовыми лестницами внутри, и храм приобрел воинственный вид.
В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1839 году, когда Новогрудок становится частью Царства Польского в составе Российской империи Борисоглебский собор возвращают Православной Церкви.
В конце XIX века храм был снова реконструирован. Здание приобрело черты русского архитектурного стиля.
Времена советской власти Борисоглебскую церковь упразднена, а здание отдано под архив. Только в 1990 году церковь вновь была возращена православным верующим.
Броский эталон православной готики Величавого княжества Литовского XVI века.
Архитектура храмового здания, сохраняя византийские традиции, выделяется узнаваемыми элементами готического стиля. Собор неоднократно перестаивался и реконструировался, поскольку переходил от конфессии к конфессии.
Борисоглебская церковь – яркий образец православной готики Великого Княжества Литовского XVI века.
Первоначально он представлял собой трёхнефный четырёхстолпный храм с широкой пятигранной апсидой.
Башни на фасаде были добавлены позже во время ренессансной перестройке. В архитектурном плане церковь очень напоминает ранние католические храмы княжества, но в исполнении готических элементов и оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийской традиции
The complex of Boris and Gleb monastery: Church of Boris and Gleb, the main altar, monastery housing
Location: Novogrudok, 10 Pochtovaya Street, 3 Pochtovaya lane.
Geographical coordinates: 53.60002, 25.82582
Its original version was built in the XII century. Church was a four-column, treatednow surrounded by a gallery. Its walls were frescoed and the floor was stone tiled.
In 1317, the Church became a Cathedral, and monastery was opened in it.
Fragments of the foundations of the original buildings were found during excavations in 1960s.
In 1517 on the place of an ancient temple the erection of the brick Church was begun at the expense of major tycoon Hetman Konstantin Ostrozhskiy and Metropolitan Joseph Soltan and in 1519 the work was completed.
After the Union of Brest in 1569 the Church was handed over to the Uniates. After a few years Metropolitan Joseph Rutskiy founded in the temple male and female Basilian monasteries.
In the period from 1624 to 1632, the Church was rebuilt in the Sarmatian Baroque style at the expense of a local magnate Alexander Hreptovich.
After reconstruction the Church acquired features of a defensive building. On the facade there were turrets with battlements and winding stairs inside, and the Church acquired a warlike appearance.
After the third partition of the Commonwealth in 1839, when Novogrudok became a part of the Kingdom of Poland in the Russian Empire, Boris and Gleb Cathedral returned toe Orthodox Church.
At the end of the XIX century the temple was again reconstructed. The building acquired features of Russian architecture.
During Soviet period Boris and Gleb Church abolished, and the building was turned into an archive. Only in 1990 the Church was again returned to Orthodox believers.
Catchy standard of Orthodox Gothic Stately Duchy of Lithuania of the XVI century.
The architecture of the Church building, keeping Byzantine tradition, stands out recognizable elements of the Gothic style. The Cathedral was repeatedly reconstructed and renovated as it passed from denomination to denomination.
Boris and Gleb Church is a striking example of Gothic Orthodox Grand Duchy of Lithuania of the XVI century.
Initially, it was a four-column three-aisled Church with wide pentagonal apse.
Towers on the facade were added later during the Renaissance reconstruction. In architectural terms the Church is very reminiscent of the early Catholic churches in the Principality, but Gothic elements and the design of the facade had powerful influence of Orthodox-Byzantine tradition
Бывшая усадьба Мицкевичей
Местоположение: г.Новогрудок, ул. Ленина, 1
Географические координаты: 53.59792, 25.82972
Место для постройки дома купил за 50 рублей в 1803 году отец поэта — Николай Мицкевич. Здесь уже были подвалы и фундамент дома, который когда-то принадлежал бывшему Новогрудскому бургомистру и сгорел во время пожара в 1751 году. Сначала Николай Мицкевич построил на месте скромный деревянный дом. В результате пожара в 1806-1807 году дом сгорел и на этом месте был построен новый, каменный. В 1838 году дом Мицкевичей купил новогрудский адвокат Юлиан 3 Биолт. Он сделал здесь основательный ремонт и сдавал дом в аренду. В 1863 г. сгорел дотла деревянный флигель, а в результате большого городского пожара 1881 года и сам дом. В 1887 г. здание было восстановлено с сохранением прежнего расположения комнат. Одновременно на месте бывшего деревянного флигеля построили новый, каменный. в 1920 г. Высший орган местной власти, Новогрудский уездный ревком издал 16 сентября 1920 года приказом за № 40 о создании в доме, где жил А.Мицкевич, музея или библиотеки его имени. . Открытие Дома-музея Адама Мицкевича произошло 11 сентября 1938 г. В первые дни войны дом-музей был разрушен немецкой авиабомбы. Торжественное открытие восстановленного дома-музея состоялось 26 ноября 1955 г.
The former estate of Mitskevich
Location: Novogrudok, 1 LeninStreet
Geographical coordinates: 53.59792, 25.82972
In 1803 the poet’s father Nikolay Mitskevich bought this place for 50 rubles. There was a basement and the foundation of the house, which once belonged to former mayor and burned down during a fire in 1751. At first, Nikholay Mitskevich built a modest wooden house. The fire in 1806-1807 destroyed the house and a new stone one was built at this place. In 1838 the house of Mitskevich was bought by Novogrudok lawyer Julian 3 Bolt. Here he made big repairs and gave a house to rent. In 1863 the wooden outhouse was burned down and as a result of the large town fire of 1881 the whole house was burned. In 1887 the building was restored preserving the old layout of the rooms. Instead of wooden outbuilding was built a new stone one. In 1920, the Highest local authority, Novogrudok County revolutionary Committee published 16 September 1920 order No. 40 on the establishment of the house where Adam Mitskevich lived , the Museum or library by his name. . Opening of House-Museum of Adam Mitskevich took place on 11 September 1938 In the first days of the war, the house-Museum was destroyed by German bombs. Grand opening of the restored house-Museum took place on 26 November 1955.
Комплекс бывшего монастыря францисканцев: костел (Николаевский собор)
Местоположение: г.Новогрудок, ул. Гродненская, 4, 6
Географические координаты: 53.59855, 25.82521
Собор, первоначально костёл св. Антония при монастыре францисканцев, был возведён из кирпича в 1780 году (на ул. Бернардинской, на месте первого деревянного костёла францисканцев, построенного в 1434 году) на пожертвования Елены Радзивилл. Местом постройки был выбран центр города, а именно северный угол рыночной площади.
Православным собор стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 года или, возможно, до этого года, будучи освящённым в честь Николая Чудотворца. При этом произошла перестройка собора, именно которая и привнесла в него черты русско-византийского стиля. По другой версии, черты этого стиля были привнесены в собор после пожара 1852 года, когда состоялась капитальная перестройка храма на средства прихожан: именно тогда звонница, чьим завершением послужил глухой деревянный восьмерик с луковичной главкой, сменила на главном фасаде барочный фронтон, будучи устроенной в арках наружных стен храма. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму. Таким образом, для перехода от звонницы ко второму ярусу были выбраны меньшие по размеру арочные формы. Над притвором, где находился вход на звонницу с тремя колоколами, были расположены хоры.
Собор является памятником архитектуры позднего барокко, приобретший после перестройки элементы русско-византийского стиля. Прямоугольный в плане собор состоит из базилики (без трансепта) и пятигранной алтарной апсиды пресбитерия. Встроенных и пристроенных башен в храме не было. Алтарь был обращён на север. Главный фасад поделён на три яруса при помощи развитого антаблемента. Для выделения нижних двух ярусов использованы широкие профилированные карнизные пояски. Главный вход, расположенный в центре первого яруса, фланкирован спаренными пилястрами. По обе стороны от последних присутствуют неглубокие ниши. Для обрамления высокого полуциркульного окна, расположенного в центре второго яруса над главным входом, также использованы спаренные пилястры. Для расчленения стен центрального нефа также служат именно пилястры. Завершением невысокой башни-звонницы, представляющей собой третий ярус фасада, служит невысокий купол на восьмигранном барабане. Лучковые высокие оконные проёмы, прорезающие стены боковых фасадов, разместились в два ряда. Звонница имеет полуциркульные оконные проёмы и один арочный проём в центре. Согласно данным 1870-х годов, храм был покрыт гонтом.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двумя рядами столбов; всего столбов было шесть. Перекрытием боковых служат крестовые своды, в то время как центрального нефа — цилиндрические с распалубками. На звонницу и чердак храма можно попасть по двум симметричным витым лестницам, расположенным в стене главного фасада собора по сторонам от входа. Двери в соборе, имеющем выбеленные стены и деревянные полы одни, при этом внутренняя площадь храма составляет 288 м².
The complex of former Franciscan monastery: Church (St. Nicholas Cathedral)
Location: Novogrudok,4,6 Grodnenskaya Street
Geographical coordinates: 53.59855, 25.82521
The Cathedral, originally the Church of St. Antoniy in Franciscan monastery, was built of brick in 1780 (Bernardin Street, where the first wooden Roman Catholic Church of Franciscan, built in 1434) with donations of Helen Radziwill. The center of the town was chosen for construction especially the Northern corner of market square.
The Cathedral was Orthodox in 1846 (there wasn’t a since 1831 or, perhaps, until this year,it was consecrated in honor of St. Nicholas. The rebuilding of the Cathedral gave its traits of Russian-Byzantine style. According to another version, the features of this style were brought to the Cathedral after the fire of 1852, when the capital of the Church was reconstructed by the parishioners: it was then the tower bell replaced on the main facade Baroque pediment. Changes were made and the triangular gable of the attic of the main façade was replaced by lobed arched shape. Thus, for passing from the bell tower to the second tier smaller arch shape was chosen. On the porch, where was the entrance to the belfry with three bells choruses was located.
The Cathedral is an architectural monument of the late Baroque, acquired after the restructuring elements of Russian-Byzantine style. Rectangular in plan the Cathedral consists of the Basilica (no transept) and pentahedral altar apse of the sacristy. There were not built-in and attached towers in the temple. The altar faces to North. The main facade is divided into three tiers with a developed entablature. A wide profiled cornice corbels are used to highlight two bottom tiers. The main entrance is located in the center of the first tier, flanked by paired pilasters. On either side of them there are shallow niches. For framing high semicircular window, located in the center of the second tier above the main entrance, paired pilastersare also used. High segmental window openings cut through the walls of the side elevations, set in two rows. The bell tower has semi-circular window openings and one arched doorway in the center. According to 1870-ies material, the Church was covered with shingles.
The inner space of the Cathedral is divided into three naves by two rows of pillars; there were six pillars. Cross vaults serve overlap side, while cylindrical with strikings serve central. The belfry and the attic of the temple can be reached by two symmetrical twisted staircases, located in the wall of the main facade of the Cathedral on either side of the entrance. There are one door in the Cathedral, whitewashed walls and wooden floors and the inner area of the temple is 288 m².
Михайловской костел бывшего доминиканского монастыря
Местоположение: г.Новогрудок, ул. Мицкевича, 1
Географические координаты: 53.59704, 25.82643
Около 1624 года в Новогрудке по инициативе магната Криштофа Ходкевича был основан монастырь доминиканцев, при котором построен деревянный костёл. К дате столетия основания монастыря был построен и в 1724 году освящён во имя архангела Михаила каменный монастырский храм.
В 1751 и 1831 году храм горел, оба раза успешно восстанавливался. После восстановления храма в 1831 году к изначально барочной архитектуре были добавлены элементы позднего классицизма, в частности упрощённый главный фасад со строгим треугольным фронтоном без декора. В 1829 году к югу от здания костёла была возведена не сохранившаяся до нашего времени колокольня.
В 1853 году доминиканский монастырь был закрыт, а храм св. Михаила из монастырского стал обычным приходским. Здания бывшего монастыря не сохранились.
В 1948 году храм был закрыт, использовался под склад и магазин, постепенно разрушался. В 1992 году возвращён Церкви в полуразрушенном состоянии, после длительной реставрации переосвящён в 1997 году
Храм св. Михаила Архангела — трёхнефная базилика без трансепта. Центральный неф завершается полукруглой апсидой одинаковой с нефом высоты. С правой стороны к апсиде прилегает ризница-пристройка с отдельным входом. Главный фасад поделён широким поясным карнизом на два горизонтальных яруса, завершён треугольным фронтоном, увенчанным маленькой квадратной в плане башенкой. Главный вход оформлен невысоким тамбуром с отдельной двускатной крышей.
Декор интерьера и полихромные росписи на сводах сохранились частично. В храме — три алтаря: центральный и два боковых, все три богато декорированы лепкой. Главный алтарь украшен живописным изображением Михаила Архангела.
Michael Church of the former Dominican monastery
Location: Novogrudok, 4, 6 Grodnenskaya Street
Geographical coordinates: 53.59704, 25.82643
About 1624 in Novogrudok, at the initiative of magnate Christopher Khodkevich, Dominican monastery was founded as well as a wooden church was built. To the date of the centenary of founding the monastery, a stone monastery temple was built in 1724 and consecrated by the name of the Archangel Michael.
In 1751 and 1831 the Church was burned, both times successfully restored. After the rebuilding of the temple in 1831, it had originally Baroque architecture with added elements of late classicism, in particular simplified main facade with a simple triangular pediment without decor. In 1829 on the South of the Church non-existent now bell tower was built.
In 1853 Dominican monastery was closed, and the Church of St. Michael’s monastery became a regular parish. The buildings of the former monastery have not survived.
In 1948 the Church was closed and used as a warehouse and store, it had gradually been destroying. In 1992 it returned to the Church in a dilapidated condition, after a long restoration it was consecrated in 1997.
The Church of St. Michael the Archangel is three-aisled Basilica without a transept. The Central nave ends with a semicircular apse they both have the same height. On the right side of the apse goes the sacristy annexe with separate entrance. The main facade is divided by a wide belt of two horizontal cornice topped by a triangular pediment, crowned by a small square turret. The main entrance is decorated by a low vestibule with a separate gable roof.
Interior decoration and polychrome paintings on the arches are partly preserved. In the temple there are three altars: the central and two lateral, all three are richly decorated with mouldings. The main altar is decorated with a beautiful image of Archangel Michael.
Фрагменты замка: две башни, земляные укрепления с остатками оборонительных постороек, бывший дворец, флигель
Местоположение: г.п.Любча
Географические координаты: 53.7461, 26.1238
Замок был построен в 1581 году, о чём свидетельствует обнаруженный в нём флюгер с выбитой датой «1581». Инициатором строительства замка стал владевший Любчей влиятельный магнат и вельможа Великого княжества Литовского Ян Кишка. Первоначально практически все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. Территорию замкового комплекса, кроме земляных валов, с трёх сторон окружал ров, а с четвёртой — воды реки.
В конце XVI века новый владелец — князь Николай Радзивилл — значительно перестроил замок: были возведены ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило фортификационные характеристики крепости.
В середине XVII века хозяином Любчанского замка стал талантливый полководец, Великий гетман литовский Януш Радзивилл, в 1648—1651 годах отличившийся в войне с казаками Богдана Хмельницкого. Однако войска гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году захватили и сожгли Любчанский замок, разрушив две башни, после чего он навсегда утратил своё значение и как военное укрепление, и как одна из резиденций Радзивиллов.
С тех пор замок неоднократно менял владельцев, пока в XIX веке остатки внутренних построек не были снесены, а на их месте, рядом с двумя сохранившимися башнями, был возведён двухэтажный дворец в стиле английской неоготики.
Возведён из кирпича и камня на укрепленном валунами высоком берегу Немана, был окружён рвом, соединенным с рекой. В плане — четырёхугольник. Угловые башни (западная — надвратная, кубическая внизу, 8-гранная вверху, накрыта шатровой крышей), дворец и крепостные стены (толщина 1,3 м) образовывали замкнутый внутренний двор. Башни использовались под жильё. Окна второго и третьего этажей были приспособлены для орудийной стрельбы, круглые бойницы вверху — для ружейной. Трёхярусная вежа-брама, накрытая шатровой крышей, имела подъемный деревянный мост. На стене, ориентированной в сторону двора, находились часы.
Parts of the castle: two towers, earthworks with remains of defensive constructions, a former palace, a wing
Location: urban settlement lyubcha
Geographical coordinates: 53.7461, 26.1238
The castle was built in 1581, the detected wing with embossed date «1581» prove it. The initiator of the construction of the castle was owner of settlement, influential magnate and nobleman of the Great Duchy of Lithuania Jan Kishka. Initially, almost all the buildings of the castle, except one stone tower protecting the entrance, were made of wood. The territory of the castle complex, in addition to the earthen ramparts, was surrounded by a moat on three sides and a river on the fourth side.
At the end of XVI century the new owner — Prince Radziwill — rebuilt the castle a lot: three stone towers and stone internal buildings were built, which significantly increased fortification characteristics of the fortress.
In the middle of XVII century the owner of Lyubcha castle became a talented military leader, the Great Lithuanian Hetman Janush Radziwill who fought bravely against cossacks of Bohdan Khmelnytsky in 1648-1651. However, the troops of Hetman Ivan Zolotarenko in 1655 captured and burned Lyubcha castle, destroyed two towers, as a result it permanently lost its importance as a military fortification, and as one of the residences of the Radziwill family.
Since then, the castle has repeatedly changed owners, until in XIX century the remains of internal buildings were demolished and at that place, next to two well-preserved towers, two-stored palace was built in English Gothic style.
It was built of brick and stone reinforced with boulders on the high bank of the Neman river, was surrounded by a moat connected to the river. In the plan it was quadrangle. Corner tower (west gate was at the bottom cubical, 8-sided on top, covered with a hip roof), the palace and the fortress walls (thickness 1.3 m) formed a closed courtyard. The tower was used for housing. The second and third floors were adapted for gun fire, round embrasures at the top for gun store. Three-tiered tower-brama, covered with a hipped roof, had wooden lifting bridge. There was a clock.on the wall, oriented toward the yard.
Фрагменты ансамбля бывшего дворца Хрептовичей: флигель, коптильня, парк, библиотека
Местоположение: д. Щорсы
Географические координаты: 53.65324, 26.17142
С древних времён имение было родовым поместьем магнатского рода Хрептовичей. В Литовской метрике Щорсы упоминаются в 1471 году, как уже принадлежащие Храбтовичам (позднее фамилию рода начали писать как Хрептовичи).В 1770-х годах Иоахим Хрептович построил в своём имении большой дворцовый комплекс с большим парком и прудами. Дворец был выстроен по проекту архитектора Джузеппе де Сакко, интерьеры выполнял Карло Спампани , строительными работами руководил французский архитектор Е. Габриэль. В Первую мировую войну дворец Хрептовичей пострадал от военных действий и позднее был разобран, местную библиотеку вывезли и передали позже Киевскому университету. В сентябре 1939 г. части Красной армии вошли в Щорсы и арестовали владельца усадьбы графа Хрептовича-Бутенева, его жену и младшего сына Серёжу. Незадолго до этого граф успел восстановить здание библиотеки, приспособив его для проживания.После Второй мировой войны село Щорсы вместе с поместьем Хрептовичей стало частью местного колхоза. Основные сооружения комплекса пришли в окончательный упадок, парк был запущен и приобрёл черты лесопарковой зоны. Дворец разрушен до фундамента в 1950-х годах, в относительно неплохом состоянии сохранились лишь здания левого флигеля и библиотеки, где размещались детский сад и школа
Дворец Хрептовичей был первой крупной работой Джузеппе де Сакко, он сочетал приемы позднего барокко и раннего классицизма. Главный корпус дворца представлял собой прямоугольное в плане одноэтажное сооружение, поднятое на невысокий фундамент. На трех центральных осях стоял двухэтажный поперечный корпус, накрытый овальным, усеченным сверху куполом, и с главного фасада расчлененный пилястрами коринфского ордера с треугольным фронтоном в завершении. В парк объём выступал сильным полукруглым ризалитом. Фасады членились пилястрами и высокими арочными окнами.В начале XIX века к дворцу были пристроены два боковых флигеля (сохранился один). Флигели — одноэтажные, прямоугольные в плане.В конце XVIII века было построена здание библиотеки (сохранилось). Двухэтажное здание в стиле классицизм было возведено специально для хранения знаменитой библиотеки Хрептовичей. Над входом — широкий балкон, поддерживаемый четырьмя колоннами.
Parts of ensemble of former Khreptovich”s palace: wig, smokehouse, park, library
Location: village Shchorsy
Geographical coordinates: 53.65324, 26.17142
Since ancient time the manor was the ancestral estate of the aristocratic Khretovich family. In the Lithuanian metric Shchorsy mentioned in 1471 as Khraptovich pplace (later the name started writing as Khreptovich).In 1770-ies Joahim Khreptovich built in his estate a large palace complex with a large park and ponds. The Palace was built by architect Giuseppe de Sacco, the interiors were done Carlo Spampani , construction works were supervised by French architect E. Gabriel. During the First World War the Palace of Khreptovichi suffered a lot and was demolished, the local library were taken away and later transferred to Kiev University. In September 1939 Red Army entered Shchorsa and the owner of the estate Earl Hreptovich-Butenev, his wife and the youngest son Seryozha were arrested. Before the owner had time to restore the library building, adapted it for living. After the Second World War, the village Shchorsy together with Khretovich’s estate became a part of local collective farm. The main buildings of the complex came to a final decline, the park was neglected. Palace was completely destroyed in 1950-ies, only the building of the left wing and library are reserved in good condition, where a kindergarten and a school were.
The palace of Khreptovichi was the first major work of Jiuseppe de Sacco, he combined the techniques of the late Baroque and early Classicism. The main building of the Palace was a rectangular, one-storied building on a low foundation. Corinthian pilasters with a triangular pediment at the end. The volume played a strong semi-circular projection to the park. The facades were clynelish pilasters with high arched windows. In the early nineteenth century, two side wings were added to the palace (only one is saved). Wings are one –storied buildings rectangular in plan. At the end of XVIII century the building of library was built (it is preserved). The two-storied building in Classicism style was built for famous library of Khreptovichi. Above the entrance there is a balcony which is supported by four columns..