Уникальный танец, который сохранили на Новогрудчине, сплотил несколько поколений сельчан
«КТО умеет кадриль, становись!» — именно с этой фразы начинается фирменный танец деревни Отминово, что на Новогрудчине. Испокон веков плясали ее на самых главных сельских торжествах. Сохранили эту традицию местные жители и сейчас, правда, теперь чаще исполняют кадриль на большой сцене — вынесли на концертные и фестивальные площадки.
РУКОВОДИТЕЛЬ Отминовского сельского клуба Ирина Жинко объясняет такую ситуацию просто: выбросить из народной памяти уникальный танец невозможно, но если культурную ценность не включать в проекты, ее можно утратить навсегда:
— Пласт нашего фольклора богат и глубок. И даже в XXI веке, где правят бал высокие технологии, национальные традиции живы. И их мы не имеем права потерять. Допустим, у нас в деревне за две недели до Купалья проводился интересный обряд «Русалье». Участие в действе могут принимать только девчата. Увы, деревня не молодеет, и мы не можем собрать достаточное количество человек — не проводим его уже несколько лет. А если отминовскую кадриль есть кому танцевать, нужно поддержать всеми силами эту традицию.
К этому процессу Ирина Жинко приступила еще в далеком 1978 году. Первый состав танцевального коллектива «Верас», который исполняет оригинальный танец, состоял из простых сельчан, и было в нем 16 человек. Теперь из того самого звездного состава, который колесил в советское время по стране, осталось лишь пятеро. Это старожилы, которые давно разменяли восьмой десяток, — Раиса Малявская, Дарья Жинко, Тамара Жинко, Таисия Жижко, Галина Сосик. Сельчанки теперь почетные гости на всех деревенских торжествах. Немудрено: здоровье уже не то.
А ведь отминовскую кадриль требуется плясать до упаду. Чтобы выстоять восемь минут заводного танца, нужно не только хорошо знать движения, но и быть в хорошей физической форме. По крайней мере, такое впечатление сложилось у меня, когда на репетиции «Вераса» я и сама попробовала пару движений. С ходу включиться в ритм танца, признаюсь, было не так уж легко.
Кстати, на встречу с журналистом весь состав коллектива (8 пар) собрать не получилось: практически все участники — люди среднего возраста, заняты на работе. В обычном режиме будут танцевать примерно раз в неделю, чтобы «мышцы не забыли».
Отминовские артисты не скрывают: бывает, приходится приспосабливаться к графику работы в первую очередь «командующего кадрилью». Так называют 61-летнего Казимира Лапату. Казимир Казимирович, зазывающий на кадриль во время выступлений народ, механизатор в филиале «АгроНеман» ОАО «Лидахлебопродукт». Научился танцевать кадриль в 1973 году и все это время, говорит, пройти мимо клуба равнодушно не может — ноги сами рвутся в пляс:
— Заводной танец это, энергичный, поэтому сцена не мешает работе. Наоборот, могу даже ради этого дела со службы отпроситься или пожертвовать собственным выходным, чтобы попасть на репетицию. Сами понимаете, с ранней весны до поздней осени, пока мы в поле, сделать бывает это очень трудно. Но договариваемся. Можно найти сотню причин, чтобы не прийти в клуб, но если ты по-настоящему влюблен в кадриль, к чему сдерживаться?
Такого же мнения и Светлана Марчинская. Она на репетицию попала во время своего обеденного перерыва: Светлана Николаевна начальник местного почтового отделения. Отплясала и умчалась на работу. Так же и Мира Игнатович, сторож местной школы. Кадрили Мира Семеновна научила своих детей — Мирославу, Александра и Николая. Они уже давно выпорхнули из родительского гнезда, но когда по выходным приезжают домой, заглядывают в клуб. Похожая история у кочегара клуба Олега Жинко. Привлек к кадрили двух своих дочерей Яну и Диану и даже сына Кирилла, шестиклассника. Олег Евгеньевич посчитал своим долгом передать традицию, ведь и сам вырос в семье самодеятельных артистов: его родители Тамара Арсентьевна и Евгений Платонович выступали в том самом первом составе «Вераса».
А вот Ольга Чернель научилась кадрили уже в клубе. Сама Ольга Васильевна приехала в Беларусь из российского Ижевска. Когда увидела, как на одном из праздников отминовцы зажигают, захотела освоить движения.
— Это легко, и у вас получится, — заверяют меня два молодых парня, 21-летний Иван Бушейко и 25-летний Павел Кирпа. — Мы танцуем кадриль со школы, выучили еще тогда. Поэтому когда бываем дома, всегда готовы к выступлениям. Наша кадриль покруче любого фитнеса, да и настроение сразу поднимается, ведь танец по своей сути веселый. Одно только у нас пожелание: девчат бы побольше к нам в коллектив привлечь.
ПРОБЛЕМА сохранения танца в Отминовском сельском клубе не стоит пока настолько остро, чтобы бить в колокола. Благо слава заводного танца расползается по всему району. И даже жители Новогрудка готовы взять несколько мастер-классов у сельских артистов.
Уникальность фирменного танца из Отминово в том, что он сочетает элементы как круговой, так и линейной кадрили. Это влияет на построение самих фигур. Следовательно, и переходы от одной группы танцевальных движений к другой несколько иные, чем самые распространенные. Эту фишку подметили и фольклористы, и другие коллективы. К примеру, заслуженный фольклорно-этнографический ансамбль «Неруш» Белорусского государственного университета взял в свой репертуар отминовскую кадриль. С ней объехали полмира, недавно, к примеру, вернулись из Японии, где выступали с гастролями.
Пополнит ли уникальный танец из Отминово список нематериальных культурных ценностей Беларуси? Не исключает такой возможности заведующая сектором культуры отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Наталья Жишко: «Традиционное танцевальное наследие страны сохранено у нас не так хорошо, как, скажем, декоративно-прикладное творчество. Будем претендовать на получение статуса нематериальной культурной ценности. Что это даст нам на практике? Привлечь больше внимания к феномену, подготовить смену для «Вераса».